s-osvita.com.ua ЖУРНАЛ «СУЧАСНА ОСВІТА» Статьи из журнала Гость номера Маша Собко: «Меня к завучу водили - напугать, чтоб форму носила!»

Писатель Андрей Курков: «Вера в свои силы - это самое важное!»

Журнал «Сучасна освіта» №5(68) 2010


Андрей Курков с детства любил сочинять стихи, даже школьные сочинения писал в стихотворной форме. Родители были уверены, что в семье подрастает будущий поэт. Сейчас он широко известный... писатель. Такую “нестыковку” сам Андрей Юрьевич объясняет тем, что к 18 годам, когда все только начинают увлекаться поэзией, он уже перешел на прозу. Курков писал повести, новеллы, рассказы и зачитывал их своим друзьям, а потом друзьям друзей. Один из постоянных “слушателей” работал ночным сторожем детского садика и регулярно собирал в гулком пустом помещении молодых поэтов и прозаиков. По словам писателя, это было беззаботное время дешевого портвейна, вина “Солнце в бокале” и смелых надежд, которым суждено было сбыться только спустя 20 лет непрерывной работы, неудач и безуспешных попыток опубликовать написанное.  

- Андрей Юрьевич, Вы являетесь не только одним из самых знаменитых украинских писателей, но еще и единственным прозаиком постсоветского пространства, чьи книги попали в топ-десятку европейских бестселлеров. Как вам удалось добиться такого признания?
- С 18 лет я искал издателя, рассылал свои рукописи по всему миру. Разослал около тысячи аннотаций, писем, отрывков из своих романов, которые я сам же переводил на тогда еще ломаный английский. И, наконец, одно издательство ответило мне: “Да!”. Они купили права на публикацию романа “Пикник на льду”. Потом эта книжка вышла в Германии и всего за два месяца стала бестселлером. Я проснулся знаменитым. Это было в 1999 году.

- То есть больше всего помогли напористость и вера в собственные силы?
- Да, упрямство и вера в свои силы - это самое важное. Когда я рассылал свои рукописи, то получил более пятисот письменных отказов от издателей. Меня называли графоманом и советовали заняться не литературой, а чем-то другим. И даже после того как мои книги начали издавать большими тиражами за рубежом, редактор одного из литературных журналов сказал, что я не писатель, а продукт пиара. Так что покой мне только снится (смеется).

- А в какой момент вы осознали, почувствовали, что вот она - слава?
- Я, наверное, до сих пор этого не осознал. Когда человек начинает осознавать свою популярность, ему становится трудно работать.

- За границей книги наших писателей зачастую продаются даже большими тиражами, чем на Украине. Почему так?
- Территория Украины не является независимым книжным рынком. В 1991 году, когда развалился СССР, вся советская литература ушла в прошлое, и к нам пошел поток переводной литературы из России - Гарри Гаррисон, Чейз и т. д. А потом пришла российская литература. До сих пор в журналах больше рекламы книг иностранных авторов. Украинские современные писатели пока не смогли доказать большинству читателей, что они пишут интересные книги.

- Какие свои произведения считаете лучшими?
- Романы “Бикфордов мир” и “География одиночного выстрела”. Лучше я уже, наверное, не напишу. Такие вещи можно создать, когда ты полностью независим и свободен от всего.

- Сколько времени, в общей сложности, уходит на написание книги?
- Это длительный процесс. Любой роман - как параллельный мир, который я создаю и населяю персонажами. Приходится жить двойной жизнью - реальной и вымышленной, вместе с литературными героями. Поэтому на написание одной книги уходит год-полтора. Но есть два романа, которые я писал значительно дольше. Это уже упомянутый мною “Бикфордов мир”, на создание которого ушло четыре года. И роман “География одиночного выстрела”, который я писал семь лет и еще два года сокращал написанное (улыбается). Просто когда роман нравится и пишется, то не хочется его заканчивать.

- У каждого великого писателя были свои, подчас очень необычные, способы стимулирования творческого процесса. Оноре де Бальзак любил творить при свечах, Фридрих Шиллер писал свои драмы, держа ноги в корыте с ледяной водой, а Чехов садился за произведение, облачившись в парадный костюм. Есть ли у вас какие-то оригинальные способы привлечение вдохновения, ритуалы, связанные с работой?  
- Я пишу под музыку - классическую “депрессивную”. Сейчас научился писать и под джаз, ретро, типа Марка Бернеса или Леонида Утесова. Пишу с самого утра, а часам к 11-12 иду пить кофе. Такой вот ритуал. После 12 возвращаюсь к компьютеру, но пишу уже не прозу, а различные колонки, эссе, статьи.

- Получается, что самое продуктивное время у вас утром?
- Да, часиков в 5 утра. Но это было раньше. А теперь утром мне нужно собрать детей в школу, отвезти их на занятия. Поэтому сажусь за работу только к 9.

- В молодости вы служили в армии во внутренних войсках в охране Одесской исправительной колонии. Именно в это время Вы начали сочинять детские сказки. Это было своего рода психологической защитой, бегством из жестокого мира в иную реальность, где уютно, тепло и комфортно?
- Тюрьма и армия - близкие понятия: и там, и там ты несвободен. И хочется куда-то убежать - хотя бы в мыслях, в своем воображении. Человек лучше всего чувствует себя в мечтах и воспоминаниях о детстве. Можно сказать, что сочинительство сказок было моей попыткой спрятаться в детстве. Хотя у меня остались неплохие впечатления от армии. Слава Богу, я попал в армию не юнцом в 18 лет, а в 23 года после института. Сложно было только первые месяцы. К тому же, там я научился играть на саксофоне.

- Своим детям рассказываете эти сказки?
- Им я придумываю сказки на ходу. У них есть любимые персонажи, например, мальчик Петя, который попадает в разные приключения. Старший сын “заказывает” страшную сказку, а дочка требует, чтоб она была еще и смешной. А младшему нравится и то, и другое.

- Скажите, Андрей Юрьевич, есть ли мода на книги? Можно ли Вас назвать модным писателем?
- На Украине понятия “модный автор” нет. Очень многие читают “модных” московских авторов - Сергея Минаева, Оксану Робски. Эти люди далеки от литературы, но они пишут “модные” тексты на “модную” тематику. А у нас есть культовые писатели: Юрий Андрухович, Сергей Жадан. Я, конечно же, не считаю себя модным писателем.

- Я слышала, у Вас необычное увлечение - коллекционируете граммофоны?
- Да, у меня есть девять патефонов и два граммофона. Больше уже не покупаю. Некуда ставить.  Еще у меня есть коллекция подстаканников, старинных хрустальных стопочек, столовых  приборов. Мне нравятся старинные вещи. А граммофоны и патефоны - уникальные механические проигрыватели из прошлого. Когда их слушаешь, это словно прикосновение к вечности.

- Вы окончили школу переводчиков японского языка. Почему выбрали именно этот язык? Он ведь такой сложный.
- Именно поэтому и выбрал. Все говорили, что он сложный, и я решил удостовериться в этом. На самом деле и грамматика, и фонетика довольно просты. Раньше я почти свободно разговаривал на японском. Сейчас, конечно, немного подзабыл.

- В последние годы в украинской литературе появилось много молодых писателей. Как думаете, что, кроме таланта, нужно начинающему писателю, чтоб его книги стали бестселлерами?
- Нужно быть очень открытым, публичным человеком. Писатель должен постоянно заявлять о себе широкой аудитории. Напрашиваться в университеты и школы, чтоб выступить перед учащимися, принимать участие в разных литературных вечерах, фестивалях, конкурсах. Главное - помнить, что пишешь не для себя и критика, а для читателя.

Подготовила Надежда Бучнева

 

 

Оформите подписку на журнал "Сучасна освіта".

Только так Вы не пропустите ни одного материала. Возможно, самого важного для Вас.

 

 

07 122 2016ДОРОГІ АБІТУРІЄНТИ І ВИПУСКНИКИ ШКІЛ!

Вас вітає довідково-інформаційний портал
СУЧАСНА ОСВІТА В УКРАЇНІ І ЗА КОРДОНОМ!

Підпишіться у формі підписки (див. нижче), щоб завантажити безкоштовно журнал «Сучасна освіта», в якому навчальні заклади запрошують докладніше дізнатися про набір абітурієнтів і правилах прийому.

Журнал висилається безкоштовно на е-мейл в цифровому форматі.

Ніякого спаму! Увага! Ми не зможемо доставити пошту на домени .ru!