s-osvita.com.ua ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ Образование в Австрии Система образования Австрии

Система образования Австрии

Согласно Конституции страны образование регулируется специальными законами, федеральными актами. После войны эта сфера пережила две реформы: в 60-х годах была реформирована система среднего школьного образования, а в 70-х - университетского. Соответственно, основными регламентирующими документами являются "Закон об организации школ" (1962г. Schulorganisationgesetz) и вступивший в силу в 1997 году "Закон об обучении в университетах" (Universitaets-Studiengesetz или UniStG).

Система среднего образования

Для австрийцев образование в школе начинается в шесть лет и продолжается 9 лет. Четыре года - начальная школа (Volksschule), по окончании которой дети выбирают либо основную (Hauptschule), где учатся еще пять лет, либо среднюю общеобразовательную, в которой нужно учиться восемь лет. Можно также поступить в более престижную гимназию (Allgemeinbildende Hoehere Schule, AHS/Gymnasium). В стране насчитывается около 320 гимназий, где обучается 360 тыс. учеников.

Обучение в Hauptschule ориентировано на дальнейшее профессиональное образование, хотя способным учащимся предоставляется возможность перейти в гимназию. Математика, немецкий и иностранный языки изучаются по программам трех уровней сложности. Лишь изучение этих дисциплин на высшем уровне дает право продолжить образование в гимназии.

Гимназия (классическая и реальная) - более престижный тип школы, окончание которой дает право поступать в университет. При сходстве учебных планов обучение в гимназии более фундаментально, большое количество часов отводится на изучение современных иностранных и классических языков. Высокий уровень знаний обеспечивают преподаватели, выпускники университетов. Обучение в полных средних общеобразовательных школах завершается экзаменом на аттестат зрелости.

Частные школы

В качестве альтернативы государственным школам выступают частные, так называемые "свободные" школы. Достаточно широко представлены вальдорфские школы, в основе педагогической концепции которых лежит учение Рудольфа Штайнера о воспитании свободной личности, развитии творческих начал и "пробуждении" скрытых природных задатков. Большая роль в программах этих школ отводится эстетическому воспитанию детей.

Профессиональное образование

Система профессионального образования предполагает 1-4 года обучения в зависимости от типа школ и избранной профессии. Особую группу в системе профессионально-технических учебных заведений Австрии составляют обязательные профессиональные школы, где без отрыва от производства обучаются подростки, поступившие учениками на предприятия.

Высшее образование

Учреждения высшего образования Австрии делятся на три сектора:

- университеты (Universitaeten) и университеты искусств (Universitaeten der Kuenste);
- колледжи (Akademien des nicht-universitaeren Bereich), в которых учат преподавателей и социальных работников;
- высшие школы (Fachhochschule).

Принятие нового "Закона об обучении в университетах" в 1997 году повлекло за собой пересмотр направлений подготовки, связанный с новыми потребностями экономики, и сокращение фактических сроков обучения.

Разработка учебных планов является прерогативой учебных комиссий университетов. На федеральном уровне регламентированы лишь общие подходы к формированию учебных планов, порядок приема в университеты, формы обучения, рамочные требования к проведению экзаменов и подготовке научных работ, порядок присуждения академических степеней.

Особенностью обучения в университетах Австрии является и широкий профиль подготовки. Университет, как правило, дает общие теоретические знания. Практические навыки и способности в большей степени вырабатываются в процессе трудовой деятельности.

В учебном плане регламентируется объем учебного времени на обязательные дисциплины и дисциплины по выбору. Студент, основываясь на предложенном плане, самостоятельно формирует свою программу. Большую помощь на первых порах оказывает учебная консультационная служба. Очень важен и контакт с однокурсниками и студентами старших курсов. Университеты

Все университеты в Австрии государственные. Они находятся в ведении федерального Министерства науки и транспорта. Преподаватели и сотрудники университетов являются государственными служащими. Поскольку все основные университеты финансируются из федерального бюджета, обучение для австрийских граждан является бесплатным.

В вузах Австрии обучаются около 210 тыс. студентов, преподавательской деятельностью занято 18.000 преподавателей. 12% от общего числа студентов составляют иностранцы. Почти половина всех студентов (96 тыс.чел.) учится в университете Вены, старейшим из ныне существующих в странах немецкоязычного региона. Он был основан герцогом Рудольфом IV в 1365 году. Впечатляют и даты основания университетов в городах Грац (1585), Зальцбург (1622), Инсбрук (1669).

В XIX в. появились специализированные вузы: технические университеты в Вене и Граце, горный университет в Леобене, университет культуры землепользования, ветеринарный и экономический университеты в Вене. К этой же группе вузов относятся университет в Линце и педагогический университет в Клагенфурте.

В систему высшего образования Австрии входят также шесть художественных вузов и занимающий особое место Дунайский университет последипломного образования в Кремсе. В нем повышают квалификацию специалисты в области европейского права, международных отношений в Европе, mass media, экономики, управления, экологии и медицины. Открытый лишь в 1994 году, этот университет проводит серьезные прикладные научные исследования.

Академии представляют собой профессиональные учебные заведения с трехлетним сроком обучения: педагогические академии (Paedagogische Akademien), академии по подготовке социальных работников, медико-технические академии, выпускающие медицинские кадры среднего звена и технических ассистентов.

Fachhochschulen - это самый молодой сектор австрийской высшей школы, сформировавшийся лишь в начале 90-х годов. Он ориентирован на 8-семестровые программы профессионального обучения. В их рамках выпускникам школ даются преимущественно практические знания, что позволяет быстро устроиться на работу. Учебный процесс

Обучение в университете начинается с вводного этапа (Einfuerungstutorien), цель которого - помочь студентам-первокурсникам освоиться в вузе. В этом им помогают тьюторы из числа старшекурсников. Принцип "свободы обучения" требует от студентов хорошей ориентации в предлагаемом факультетом учебном материале, самостоятельности и организованности. Предусмотрено не только право выбора учебных дисциплин, тем курсовых и дипломных работ, но и право сдачи экзамена в срок, устанавливаемый самим сдающим. Если дисциплину ведут несколько преподавателей, студенту предоставляется возможность выбора экзаменатора.

Учебный год делится на два семестра. Начало зимнего семестра - 1 октября, летнего - 1 марта. Основу учебного процесса составляют семинары и практические занятия. На лекции приходится около 25% учебного времени.

Продолжительность обучения, предусмотренная учебными планами, составляет 8-12 семестров. Однако в отведенные сроки укладываются лишь 4% студентов. Реальная продолжительность обучения превышает установленные сроки в полтора раза. Процент отсева студентов высок, на некоторых факультетах успешно оканчивает университет лишь половина поступивших.

Обучение в университете подразделяется на два этапа (на медицинских факультетах - три этапа обучения) - базовый этап и этап специализации. Каждый этап завершается экзаменами - преддипломными в конце базового этапа и дипломными - по окончании обучения. На первом этапе даются фундаментальные научные знания, осуществляется обзор научных областей, относящихся к выбранному научному направлению (Studienzweige), а также смежных научных дисциплин. Второй этап посвящен углублению в научно-теоретическую область и специализации знаний. Изучаются также философские, исторические и социологические аспекты, связанные с конкретной научной областью. На втором этапе увеличивается объем учебного времени, отводимого на семинарские занятия и самостоятельную научную работу, проводятся специализированные исследовательские семинары.

Знания студентов оцениваются по пятибалльной шкале: "очень хорошо" (sehr gut), "хорошо" (gut), "удовлетворительно" (befriedigend), "достаточно" (genuegend), "недостаточно" (ungenuegend). Экзамен считается сданным, если получена оценка "достаточно". При выведении среднего балла за дипломные экзамены ставится "отлично", если более чем половина экзаменов сданы на "очень хорошо" и нет оценок ниже "хорошо". Допускается пересдача экзаменов до трех раз, но для пересдачи требуется разрешение академических органов. На последнем курсе студенты пишут дипломную работу. Это может быть как теоретическое исследование, так и экспериментальный проект - вплоть до выполнения конструкторских работ.

По окончании обучения выпускникам присваивается первая академическая степень: дипломированного инженера (Dipl.-Ing.) или магистра (Magister, сокращенно Mag.) по философии, праву, социальным наукам, архитектуре и некоторым другим направлениям.

Наряду с привычными для нас лекциями и семинарами в Австрии приняты и особые формы занятий. Например, "просеминары" (Proseminar), на которых даются базовые знания, изучается специальная терминология, студентам оказывается помощь в знакомстве со специальной литературой и пр. Или беседы (Konversatorien) - дискуссии и выяснение у преподавателя непонятных моментов. Важно упомянуть также совместную работу над проектами. Под проектом понимается реальная проблема, решение которой требует междисциплинарного подхода. При работе над проектом студенты на практике применяют знания из различных областей. Поступление в Австрийский университет

В университеты принимаются без экзаменов выпускники австрийских гимназий, имеющие аттестат зрелости (Matura). Прием осуществляется дважды в году - на зимний и летний семестры. Вступительные экзамены проводятся лишь в творческих вузах.

Абитуриенты должны представить аттестат зрелости (оригинал и перевод на немецкий) и успешно сдать экзамен по немецкому языку (Universitaets-Sprachpruefung), включающий письменные и устные задания, с помощью которых проверяется понимание предложенных текстов и умение свободно общаться. Разрешается пересдача экзамена до трех раз.

 

07 122 2016ДОРОГІ АБІТУРІЄНТИ І ВИПУСКНИКИ ШКІЛ!

Вас вітає довідково-інформаційний портал
СУЧАСНА ОСВІТА В УКРАЇНІ І ЗА КОРДОНОМ!

Підпишіться у формі підписки (див. нижче), щоб завантажити безкоштовно журнал «Сучасна освіта», в якому навчальні заклади запрошують докладніше дізнатися про набір абітурієнтів і правилах прийому.

Журнал висилається безкоштовно на е-мейл в цифровому форматі.

БЕЗКОШТОВНА ПІДПИСКА
Безкоштовно підписуйтесь на журнал «Сучасна освіта». Ми обов'язково надішлемо посилання по виходу видання, щоб ви могли завантажити журнал і читати онлайн.
Ніякого спаму! Увага! Ми не зможемо доставити пошту на домени .ru!