Люди меняют профессии. В наше время этим фактом никого не то, что не испугаешь, а даже не удивишь. Причины смены профессий могут быть самыми разными, хотя, если разобраться, на поиски иной работы (или иного вида деятельности) человека толкает одно - неудовлетворенность. И, если неудовлетворенность эта вызвана недостаточной зарплатой, медленным продвижением по службе или склочным коллективом, то решение проблемы представляется вполне реальным и обходится, как правило, "малой кровью".
Гораздо хуже, когда человек, проработав много лет в одной сфере, наконец-то убеждается в том, что находится не на своем месте, и начинает поиск того, ради чего стоило бы жить. "Что за пафос!?", подумает читатель. А нет, на работе человек проводит треть своей жизни, и, если профессия выбрана неправильно, тут уж не до пафоса. Возможно, если бы такие случаи были единичными, то и говорить о проблеме верного выбора специальности не стоило. Но, увы, далеко не всем удается приобрести профессию в той сфере, где было бы возможно максимально раскрыть свой потенциал. Попробуем же разобраться, что именно заставляет человека выбирать не тот вуз, не ту специальность и, как итог, заниматься ненужным и неинтересным ему делом.
Итак, на горизонте обозначился последний учебный год, а вместе с ним и вопрос о продолжении образования. Вопрос, несомненно, сложный и можно назвать счастливчиками тех, кто с выбором будущей профессии определился уже давно. По статистике только 32% киевских выпускников за два-три месяца до окончания школы могут с уверенностью утверждать, что уже выбрали профессию и считают свой выбор окончательным. Всем же остальным придется столкнуться со множеством вариантов решения этой проблемы, а заодно и с достаточно сильным давлением со стороны окружающих, и, в первую очередь, родителей.
Вполне стандартна ситуация, когда взгляды родителей и детей на будущее расходятся. При этом обе стороны предоставляют весомые аргументы. Родители, основываясь на жизненном опыте, рекомендуют выбирать профессию, которая и в обществе уважаема, и семью прокормит. В конце-концов, родители всегда хотят своим детям лучшей жизни и не уважать их мнение мы не можем.
Совсем другая картина складывается, когда родители видят в своем отпрыске воплощение собственных нереализованных чаяний и всеми силами стараются самореализоваться за его счет. В данном случае назвать аргументы родителей значимыми трудно, скорее всего, это психологическая атака, что-то вроде: "Не пойдешь учиться на врача, можешь собирать вещи".
Иногда же поступить в вуз убеждают по-другому, мягко, мол, ты поступи, а потом, если не понравится - переведешься. Или: главное - получи диплом, а там жизнь покажет... А если у родителей еще и связи в вузах имеются, то вопрос считается решенным и обсуждению не подлежит.
А в результате - только 26% выпускников, последовавших чужим советам, удовлетворены жизнью.
Одна деталь. Тесная связь существует между выбором профессии и уверенностью человека в достижимости своих жизненных целей. Ведь именно ребенку предстоит жить с выбранной родителями (или вместе с ними) профессией, посвящать ей далеко не малую часть своей жизни, а значит и себя. При этом мало кто из нас обладает достаточной силой воли, чтоб постоянно предоставлять качественный результат нелюбимой и малопонятной работы, особенно в конкурентных условиях.
Существует и некий элемент морали. Ведь, исходя при выборе специальности из причин, далеких от призвания, мы, таким образом, закрываем дорогу тем, кому данное направление деятельности действительно позволило бы реализовать себя в полной мере.
По профессиональному признаку люди объединяются в категории или группы людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности. Значит, выбрать профессию - это не столько выбрать себе работу, сколько быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.
Сколько же всего существует профессий? На сегодняшний день их насчитывается несколько тысяч, и каждая предъявляет определенные требования к человеку. Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие - преимущественно ума и аккуратности, третьи - общительности или сдержанности.
Чтобы легче было ориентироваться в этом огромном мире профессий, специалисты объединили их в группы по различным типам и классам. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей деятельности. Различают пять типов профессий - "человек-человек", "человек-природа", "человек-техника", "человек - знаковая система", "человек - художественный образ". А класс профессий говорит о степени сложности и требуемой квалификации человека, т.е. о характере труда, который может быть исполнительным или творческим.
Поиск работы начинается с выбора профессии. Убедитесь, что ваша профессия - это то, что нужно для вас. Прежде всего, неплохо выяснить, почему вы хотите выбрать ту или иную профессию, какие требования к ней предъявляете:
Вопросов много. А задумывались ли вы над возможностью трудоустройства после приобретения профессии? Легко ли будет найти себе работу по этой специальности? Не рискуете ли вы, окончив учебное заведение и получив диплом, остаться без работы, так и не поработав ни дня по этой специальности?
Наконец, можете ли вы с уверенностью сказать, соответствует ли выбранная профессия вашим возможностям? Пригодны ли вы по отношению к выбранной специальности?
Профессиональная пригодность - это требования к состоянию здоровья человека, требования к профессиональной квалификации и требования к профессиональным способностям. Здоровье, квалификация и способности человека являются его профессионально важными качествами. Если уровень их развития превосходит тот, который требуется для овладения профессией, то человека можно считать профессионально пригодным к этой профессии.
Для психологов наибольший интерес представляют способности. При их наличии, а также при наличии здоровья всегда можно приобрести квалификацию, опыт, знания и навыки.
Итак, для того чтобы правильно выбрать себе профессию, вам надо сориентироваться в трех вещах.
Как оказалось, на практике при выборе профессии склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. По Е.А. Климову существует 8 факторов выбора профессии.
01
Позиция старших членов семьи
Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.
02
Позиция товарищей, подруг
Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
03
Позиция учителей, школьных педагогов
Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
04
Профессиональные личные планы
Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.
05
Способности
О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
06
Уровень притязаний на общественное признание
Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
07
Информированность
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
08
Склонности
Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.
В том случае, если вы сумеете совместить "Хочу", "Могу" и "Надо", то ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:
- интересна и привлекательна для вас;
- соответствует вашим способностям;
- пользуется спросом на рынке труда.