s-osvita.com.ua ЖУРНАЛ «СУЧАСНА ОСВІТА» Статьи из журнала Школы, лицеи, гимназии Образование - надежда каждой страны

Образование - надежда каждой страны

Журнал «Сучасна освіта» №3(86) 2012
Интервью Заместителя Министра образования и науки, молодежи и спорта Украины Бориса Жебровского ежеквартальному международному культурно-интеллектуальному журналу “Платформы Диалог Евразия “Да” (осень 2011, №35).Беседовал Гекхан Демир координатор платформы “Диалог Евразия”

- Борис Михайлович, чем живет сегодня образование Украины?
- Как и положено, надеждами. И повод для этого есть. Прошедший ІІІ Всеукраинский съезд работников образования единогласно (1000 делегатов) проголосовал за Национальную стратегию развития образования на 2012-2021 годы. Определились куда идём. Кроме того, Правительство утвердило Государственные стандарты средней школы, и с 1 сентября 2012 года она начинает жить с новым содержанием.

- И что в нем нового?
- Да многое.  Если очень кратко: пытаемся максимально разгрузить учебные программы. Чтобы дерево ожило, надо избавиться от сухих веток, а их уже очень много. Расширяем поле для творчества школьных коллективов - с 70% до 50% сократили удельный вес Госстандарта в учебных  программах. Иностранные языки все школьники Украины будут учить с 1 класса, информатику - со 2-го. С 5-го класса - второй иностранный. Уроки физической культуры превратятся в занятия каким-либо видом спорта, естественно, без оценок. Да и в целом через весь учебный процесс красной нитью пройдет главное - забота о здоровье детей.

- А как учительство, готово к этому?
- Не совсем. Поэтому начинаем глубокую реформу педагогического образования. Опора -  на талантливых. Будет сложно. Характерная черта последних лет - в школах страны практически нет вакансий. Следовательно, появилась конкуренция. Это стимулирует. Если в начале 2011 года только 40 % учителей владели компьютером, то в конце  года практически все 100%.

- Это новые требования?
- Да, это один из пунктов Государственной программы  широкомасштабного внедрения ИКТ в учебный процесс с красноречивым названием “100 процентов”.

- А это правда, что на заседании Правительства рассматриваются вопросы дошкольного образования и ваш Министр Дмитрий Табачник объявил “крестовый поход” за возвращение детских садов?
- Еще какая правда. У нас даже Президент все выступления на образовательные темы начинает с дошкольного образования. Есть Государственная программа его развития до 2017 года, прошел І Всеукраинский съезд работников дошкольного образования. Новое требование Закона - обязательное предшкольное образование с 5 лет. Для 5-леток  утверждена программа “Уверенный старт”, создана Ассоциация дошкольных работников. Уже никого не надо убеждать, что у нас считается  фундаментом образования. Кстати, только в 2011 году  восстановлены  были тысячи мест в детских садах.

- Стандарты, новые технологии, современное содержание, но все равно  главная фигура - учитель. Не правда ли?
- Конечно. В класс заходит учитель. Кто он? И зачем пришел к детям? Для того, чтобы учитель любил детей, надо чтобы общество уважало и заботилось об учителе. Увы...

- Больная тема?
- Была и остается, но это отдельный большой разговор.

- А что Вас еще беспокоит?
- Конечно, управление. Знаете, проводить глубокие реформы в период экономического кризиса - слишком смелое занятие. Но реальное! А надо-то всего найти и дать возможность работать умным, творческим руководителям от министерства до школы и детского сада.

- Что мешает?
- Политика. Инерция. Как уволить? Где найти? Ордена на пиджаках. Звания и титулы. Вертикаль управления образованием, построенная за десятки лет, как крепостная стена.  Но пришла пора ее штурмовать.

- А может, стоит изучить опыт других стран? Вы как Президент Международного педагогического клуба европейских стран хорошо знаете его.
- Опыт других помогает строить, а ломать свое надо самим.

- Кстати, о международном опыте. В Киеве в конце сентября прошел Форум министров образования Европы. Что решили министры?
- Единодушно пришли к мнению, что настало время создания единого образовательного пространства - от детских садов до университетов. Определили возможные направления. Все это нашло свое отображение в итоговом документе “Киевское коммюнике”. Советую прочитать. Есть на сайте Совета Европы на английском, французском и русском языках.

- Обязательно это сделаю. Но если можно, несколько примеров. Что именно предлагается?
- Максимальное развитие  прямых контактов учебных заведений, как в свое время это сделали Киев и Стамбул. Создание международных школ. Большое начинается с малого. Кроме этого, кардинальный пересмотр школьных программ по истории. Создание общих пособий и учебников. Совместный опыт подготовки и переподготовки учителей. Изучение иностранных языков, дистанционное обучение. Совместные практические акции и дела. И самое важное - толерантность должна стать новой идеологией молодежи. Мы живем в одном доме. Да, на разных этажах, но это уже не границы. И наши дети  в одном дворе, где 2-3 тысячи километров уже ничего не значат.

- Но во дворе, бывает, мальчишки дерутся...

- Если защищают слабых или за справедливость - пускай. Это жизнь.

- А что это за “бронепоезд” с украинскими флагами 16 сентября прибыл из Киева в Москву на Киевский вокзал под звуки духового оркестра и его встречало все “образовательное” начальство России во главе с министром Андреем Фурсенко?
- Ну, “бронепоезд” остался на запасном пути, а в Москву прибыл педагогический состав: почти 400 лучших “освитян” прибыли на Дни образования и науки Украины в Российской Федерации от воспитателей детских садов до университетских профессоров.
Кстати, такая форма международного сотрудничества в области образования применилась впервые.

- А результаты?
О, десятки договоров, возможность сравнить, новые идеи, друзья, прекрасное человеческое и творческое настроение. На следующий  год ждем российских  коллег у себя.

- Борис Михайлович,  а какой Вы видите школу лет через 20-30?
- Школой с личным образовательным  маршрутом для каждого ученика. Мы ведь очень разные. Но с одной целью - максимально раскрыть творческие возможности каждого ребенка. Ну  и, конечно, воспитать в каждом любовь ко всему живому, восхищение людьми и заботу о природе.

- А это реально?
- Нет, конечно, если над этим не работать и не ставить такую цель. А другую не вижу.

- И последнее. В интернете появилось много афоризмов из вашей книги “Сам себе думаю”. А Вам какие больше всего нравятся?
- Все. А запомнил я поучение своей 4-х летней внучки Маруси: “Нельзя говорить “я не умею”, надо говорить “я научусь”.

PS. Издание “Платформы Диалог Евразия” - ежеквартальный международный культурно-интеллектуальный журнал, который выходит на русском и турецком языках и распространяется в Азербайджане, Белоруссии, Эстонии, Грузии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистане, Турции, Туркменистане и Украине.

Источник: www.mon.gov.ua

Оформите подписку на журнал "Сучасна освіта".

Только так Вы не пропустите ни одного материала. Возможно, самого важного для Вас.

07 122 2016ДОРОГІ АБІТУРІЄНТИ І ВИПУСКНИКИ ШКІЛ!

Вас вітає довідково-інформаційний портал
СУЧАСНА ОСВІТА В УКРАЇНІ І ЗА КОРДОНОМ!

Підпишіться у формі підписки (див. нижче), щоб завантажити безкоштовно журнал «Сучасна освіта», в якому навчальні заклади запрошують докладніше дізнатися про набір абітурієнтів і правилах прийому.

Журнал висилається безкоштовно на е-мейл в цифровому форматі.

БЕЗКОШТОВНА ПІДПИСКА
Безкоштовно підписуйтесь на журнал «Сучасна освіта». Ми обов'язково надішлемо посилання по виходу видання, щоб ви могли завантажити журнал і читати онлайн.
Ніякого спаму! Увага! Ми не зможемо доставити пошту на домени .ru!