s-osvita.com.ua ЖУРНАЛ «СУЧАСНА ОСВІТА» Статьи из журнала Высшее образование Тестирование, итоговая аттестация, вступительные экзамены: что эффективнее?


Шановні відвідувачі сайту!

Запрошуємо відвідати наш новий сайт OSVITA.IN.NET, де ви зможете ознайомитись з актуальними пропозиціями українських і закордонних університетів і не тільки ...

https://osvita.in.net

Тестирование, итоговая аттестация, вступительные экзамены: что эффективнее?

Сегодня эта тема никого, наверное, не оставляет безучастным. Приходится и среди знакомых, и среди коллег, и в транспорте, и в СМИ, а особенно среди молодежи наблюдать дискуссии по поводу, что же лучше? Что эффективнее? Что более целесообразно? Все-таки внешнее независимое тестирование, или, как раньше - выпускные экзамены в школе, а потом вступительные в выбранный институт или университет? А ведь действительно, и родители, и нынешние выпускники, и те, кто по различным причинам окончили школу несколько лет назад, но не имели возможности получить высшее образование, но очень хотят это сделать сейчас, вынуждены согласиться с теми условиями поступления, которые нам предлагает Министерство образования и науки в этом году. И принять как данность то, что альтернативы никакой нет.

Действительно, как гласит закон психологии, отсутствие достаточной информации порождает массу слухов и домыслов. Не знаю, то ли недостаточно четко прописаны были назначения тех же выпускных экзаменов, то ли недостаточно освещены в прессе или в самих  школах, но многие родители, и дети, и сами учителя недоумевают: если в вузы принимают по результатам тестирования, а оценки в аттестат выставляются по итогам года в одиннадцатом классе, то зачем тогда выпускные экзамены? Зачем дублировать? Безусловно, это лишняя стрессовая ситуация  для детей. А для родителей просто раздражающий фактор.

Многие задаются этим вопросом и не могут найти на него однозначный ответ.

Хотя, честно говоря, после написания тестов сдача экзаменов в стенах родной школы, по изученным заранее билетам,  преподавателям, которые тебя знают, как говорится "от и до",  многим покажется легкой прогулкой. Но о тестах несколько позже.

 

"Если не можешь изменить обстоятельства, подчини  их разуму"

Какой бы ни была непонятной ситуация сегодня, я думаю, со временем все станет на свои места. Главное это то, что выпускные экзамены никто пока не отменил и сдавать их все-таки нужно. Как же к ним относится? Как сказал однажды Сенека, "Если не можешь изменить обстоятельства, подчини их разуму". То есть перестаньте тратить время и драгоценную энергию на эмоции и ругаться по данному поводу, а переосмыслите, какую можно для себя извлечь пользу из сложившейся ситуации. Отнеситесь к экзаменам, как к возможности научиться  как можно лучше  представлять себя и презентовать свои знания. Ведь этому гораздо проще учиться в кругу хорошо знакомых вам людей, нежели в совершенно незнакомой обстановке. А ведь в скором времени успех и вашего будущего обучения в вузе, и трудоустройства, и продвижения по карьерной лестнице во многом будет зависеть именно от того, насколько грамотно вы будете транслировать свои знания, умения, предложения и идеи. Используйте сложившуюся ситуацию как шанс еще раз систематизировать, упорядочить, дополнить свои знания, обнаружить и ликвидировать слабые места, почерпнуть что-то новое.

 

Работать ученикам есть над чем

Судя по реакции учащихся и учителей на задания, которые предлагались в тестах, работать ученикам школ еще очень даже есть над чем. Мне довелось работать старшим инструктором на независимом тестировании по украинскому языку и литературе, а также по истории Украины. Реакция выпускников на предложенные вопросы была очень неодно-значной. Для некоторых даже элементарные вопросы оказались шокирующими. Один одиннадцатиклассник потом долго не мог прийти в себя : "Что же это за слово такое, куда нужно вставить букву "Лейпц...г"?" Он же и отказался от выполнения творческого задания, сдав свою работу через сорок минут после начала тестирования.

Хотя задание и было настолько выигрышным, что вполне можно было проявить и  свои мысли, и знания, и начитанность, и осведомленность по различным вопросам. Тема высказывания была: "Путь в будущее, опираясь на прошлое". Мне кажется, кому есть что сказать, вполне могли использовать эту возможность.

Многие из заданий, особенно работа с текстом, предполагали достаточно глубокое знание литературы и умение ориентироваться в ней, и эрудированность, и умение мыслить, и применять имеющиеся знания в различных формах. Но разве не лучшие из выпускников должны учиться в университетах? Разве можно считать нормальной ситуацию, когда некоторые из выпускников вузов, приходя устраиваться на работу сегодня, не могут грамотно, без ошибок, написать заявление? Не говоря уже об умении составить деловое письмо, коммерческое предложение или аналитический отчет. К сожалению, по отзывам многих работодателей, ситуация, о которой я говорю, на сегодня не редкость.

 

Результаты радуют

Что безусловно радует, так это то, что, как мне рассказывали преподаватели по украинскому языку и литературе, которые проверяли творческие задания из тестов, уровень работ в этом году значительно выше, чем в прошлом. Наверное, дают о себе знать и более четкое видение того, что предстоит делать (так как в прошлом учебном году многие шли на тестирование, не имея ни малейшего представления, что оно собой представляет), и возможность пройти пробный вариант тестирования, и, безусловно, более тщательная подготовка. Все-таки многие уже приняли эту ситуацию как неизбежную, и рассчитывали только на свои силы, на уровень своих знаний: занимались последовательно и целеустремленно. И это не могло не сказаться на результатах.

Несколько неясной для меня оказалась ситуация на тестировании по истории Украины. Как потом выяснилось, многие из подавших заявку на участие в тестировании, отказались участвовать. То ли разуверились в своих силах, то ли не смогли добраться до пунктов сдачи. К нам, например, в Дарницкий район, приезжали дети и из других районов. И многие задавали вопрос: "А как быть, если два экзамена написал, а один не смог?", "А как быть, если застрял в "пробке" и опоздал? Разве дадут такой документ, чтобы записаться на дополнительное тестирование?"

 

Если знания есть - все возможно!

Как видите, невыясненных вопросов еще очень много; недоработанных моментов тоже. Единственное, что я могу сказать с определенностью: форма тестирования заставила очень многих подойти к подготовке более серьезно и основательно. Кроме знания школьной программы учащийся должен быть и хорошо эрудированным, так как многие вопросы в школьных учебниках освещены мельком или недостаточно для того, чтобы позволить иметь четкое представление о предмете. Например, карикатура в тесте по истории. Судя по всему, из журнала "Крокодил" середины семидесятых прошлого века, где изображена очередь, которая выстроилась за импортной обувью со стороны служебного входа, а разъяренная толпа в самом магазине слышит привычное людям старшего поколения: "На всех не хватит".  Многие ученики так и не поняли, о чем идет речь. Это ведь нужно знать и что такое дефицит, и что такое "нужные связи", и что такое очереди за обувью и прочее из "тех" времен. Я думаю, что правильно ответить на вопрос могли только те, кто углубленно интересуется изучением эпохи развитого социализма, или у кого преподаватель до сих пор болезненно переживает особенности того времени и потому в ярких красках все это детям рассказывает, а также кто часто и помногу смотрит советские фильмы (да и то не все, а лишь некоторые, где можно увидеть всю неприукрашенную действительность того времени).

Безусловно, тесты многогранные и сложные. Совместить только язык и литературу в одной работе было довольно сложно. Нужно уметь и внимание переключать, и пользоваться различными знаниями, добытыми из разных источников, вспомнить материал (владеть определенными техниками), и знать, как качественно его воспроизвести. И все это за три часа. Но если знания есть, то все абсолютно реально и возможно. Это тоже высказывания наших выпускников. Остается только ждать результатов и надеяться на то, что все ошибки и пожелания будут доработаны, учтены, тесты усовершенствованы, а в будущем, дети и учителя которые им преподают, будут лучше и тщательнее подготовлены.

Всем побед и успехов!


Ольга Глушко,психолог




Оформите подписку на журнал "Сучасна освіта".
Только так Вы не пропустите ни одного материала. Возможно, самого важного для Вас.

07 122 2016ДОРОГІ АБІТУРІЄНТИ І ВИПУСКНИКИ ШКІЛ!

Вас вітає довідково-інформаційний портал
СУЧАСНА ОСВІТА В УКРАЇНІ І ЗА КОРДОНОМ!

Підпишіться у формі підписки (див. нижче), щоб завантажити безкоштовно журнал «Сучасна освіта», в якому навчальні заклади запрошують докладніше дізнатися про набір абітурієнтів і правилах прийому.

Журнал висилається безкоштовно на е-мейл в цифровому форматі.

Ніякого спаму! Увага! Ми не зможемо доставити пошту на домени .ru!