s-osvita.com.ua ЖУРНАЛ «СУЧАСНА ОСВІТА» Статьи из журнала Летопись Братська освіта

Загадка Ломоносова, или Спор двух столиц

  Журнал "Сучасна освіта" №12(54) 2008.

  У наших соседей-россиян первые университеты стали появляться в восемнадцатом веке. Правда, сегодня, учитывая нынешнюю территорию России, можно сказать, что первым классическим университетом был кенигсбергский “Альбертина”. Его открыли в шестнадцатом веке, но честно говоря, к русской культуре он не имел никакого отношения.

 

 Как часть академии наук


  Другое дело столицы – Москва и Санкт-Петербург. Здесь, казалось бы, все ясно. Первым был ломоносовский университет в Москве. С него пошла ученость в российских землях, а уже потом в девятнадцатом веке был открыт аналогичный вуз в Санкт-Петербурге.
  Однако, и по сей день в стенах МГУ ходят слухи о том, что Петербург не согласен с такой трактовкой вопроса. Якобы у них имеется своя версия событий, в корне отличающаяся от классической.
Питерцы уверены в том, что первым  был именно их город.  Да и как иначе могло быть, если в восемнадцатом веке столицей империи был Санкт-Петербург? Как же так получилось, что столица была в одном городе, а первый университет открыли в другом? Академия Наук
  Дело в том, что мы в этом вопросе оказываемся заложниками советских учебников по истории. По ним первой была Москва. Во-первых, потому что в СССР это была столица, во-вторых, потому что с образованием в Петербурге были тесно связаны приглашенные Петром Первым иноземцы, а Московский университет создавал русский человек, уроженец поморских краев  Ломоносов.
  Если копнуть поглубже, то оказывается, что университет в Петербурге был еще в восемнадцатом веке. И Ломоносов имел к нему самое непосредственное отношение. Другое дело, что статус этого учебного заведения отличался от статуса МГУ. Университет на берегах Невы работал как часть Академии наук.
Именно это терминологическое разночтение стало причиной возникшей путаницы. Москвичи доказывали, что их вуз был первым учебным заведением. Питерцы говорили в ответ, что их университет был основан на тридцать лет раньше, чем Московский.  А то, что он был приписан к Академии наук, то это было вызвано особенностями того времени. Нельзя же подходить с мерками двадцать первого века к событиям, которые были за триста лет до этого!

Указом Петра Первого


  Итак, Петербургский университет был учрежден одновременно с Академией наук и Гимназией указом Петра   Первого 28 января 1724 года.
А 24 июня 1747 года императрица Елизавета утвердила “Регламент императорской Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге”, который определил статус Университета и Гимназии. Введение в действие Регламента подтвердило существовавшую ранее практику деятельности Университета и Гимназии - публичных лекций, студенческих научных исследований, лабораторных занятий, апробации студенческих работ перед академическим собранием. Памятник Петру первому
  Как видим, в истории Петербургского университета XVIII в. особая роль принадлежала Гимназии. В первое столетие существования вуза, во время многочисленных преобразований, только благодаря наличию Гимназии сохранился университетский курс в стенах российской Академии наук. В XVIII и даже в начале XIX в. еще не были четко разграничены программы средних и высших школ. Часто учебные заведения совмещали в себе черты и начального, и среднего, и высшего учебного заведения.
  В “неразрывности” Университета и Гимназии, соскользнувшей с пера законодателя, видятся два обстоятельства: во-первых, реальная ситуация, уже сложившаяся в практике взаимодействия этих учебных заведений, во-вторых, объединение Университета и Гимназии, которое будет осуществлено  инспектором  Л. Бакмейстером в 1770 году, когда и возникнет Училище Академии.
  Первоначально в вузе был высок процент иностранных студентов, но ситуация постепенно менялась. В 1726 году из 112 поступивших студентов россиянами были 76, в 1727 году из 58 - 32, в 1728 году из 27 - 14. В последующие годы количество россиян в Гимназии увеличилось, в 1731году из 29 поступивших их было 21, 1733 году из 47 - 35.
  История сохранила для нас критические высказывания Ломоносова по поводу учебного процесса в университете.  Но их не надо понимать буквально.
  Смысл горестного восклицания Ломоносова - “душу прямого Университета оставили и уничтожили” - заключался в его желании путем категорического отрицания самого существования Университета попытаться достичь невероятного для послепетровской России - предоставления Университету “вольности”, того, что юриспруденция XIX в. назовет “автономией”, а также призвать своих коллег по Академии к еще более ревностному служению “процветанию наук в отечестве”.
  По мнению Ломоносова, установление “порядка в Санкт-Петербургском университете” должно было заключаться не только в пересмотре университетского Регламента, но прежде всего в издании особого акта верховной власти, где были бы перечислены даруемые Университету “привилегии” и, наконец, в устройстве “инавгурации” Университета, т. е. празднества, посвященного оглашению акта об университетских привилегиях.
  Основным же нововведением в его проекте было разделение Университета на три факультета, а студентов на три класса, т. е. курса. На этом Ломоносов настаивал и ранее. Программа преподавания, намеченная Ломоносовым, включала русское право, химию, ботанику, анатомию и восточные языки - дисциплины, которые не предусматривались Регламентом 1747 года.
  Необходимо иметь в виду, что западноевропейская университетская традиция, еще не освободившаяся от влияния средневековья, считала пышную процедуру инаугурации обязательной: без нее никакой университет не признавался университетом, так же как и присужденные им ученые степени.
Ломоносов, хорошо знавший заграничные университетские порядки, стремился поднять вес Петербургского университета, создав ему положение, равноценное зарубежным университетам, и обеспечить его питомцам должный официальный ранг в кругу иностранных ученых.

Планы Ломоносова


  История прохождения ломоносовского проекта по официальным инстанциям отчасти рассказана самим Ломоносовым. Проекты университетского и гимназического Регламентов были представлены им непосредственно графу Разумовскому, который 23 июля 1759 года переслал их для рассмотрения в Академическую канцелярию.
  Однако обсуждение затянулось. Многие положения ломоносовских проектов вызвали возражение консервативно настроенных членов Канцелярии. 19 января 1760 года последовало распоряжение Разумовского о передаче Ломоносову в единоличное ведение Университета и Гимназии без участия других членов Канцелярии.
  Таким образом, день 19 января 1760 года стал вехой в истории Университета, он ознаменовался передачей в единоличное ведение Ломоносова этого учебного заведения. (Хотя еще 24 марта 1758 года он был назначен руководителем учебной и научной части Академии, т. е. фактически ректором.)
  21 января 1760 года “распоряжение, которым на Советника Ломоносова возлагается попечение об университете и гимназии, было прочитано в присутствии всех”. Из текста ордера видно, что таким образом Ломоносов поступал “с позволения” графа Разумовского и до подписания документа.
  Важным нововведением Ломоносова было учреждение в конце 1757 года в Гимназии “российских классов”, в которых предполагалось изучение русского языка и российской истории. лодка, ракета
  При управлении Ломоносова вуз был вполне демократичен по меркам своего времени. В практике Петербургского университета в середине XVIII в. принцип сословности был отчасти потеснен. В составе первых студентов Университета были не только дворяне. Получив вольную от владельца, в студенты мог попасть и крепостной, а “дети солдатские” едва ли не преобладали в нем.
  После смерти Ломоносова в 1765 году учебные заведения Академии наук - Университет и Гимназия - подверглись новым преобразованиям, которые привели к их слиянию. Именно этим объясняется и относительно редкое упоминание в документах того времени (но не полное его отсутствие) термина “Университет” и появление нового - “Училище Академии”, “Академическое Училище” или “Училище при Академии”. При этом не исчезло и название “Академическая гимназия”.
  В ХVIII столетии не было резкой грани между названиями «студент» и «гимназист»; нередко одни и те же лица в один и тот же период времени слушали лекции в университете и учились некоторым предметам в гимназии или в народном училище. Гимназии считались то низшими, то средними, то высшими учебными заведениями, в последнем случае однозначными с университетом.
  Поворотным моментом в судьбе Санкт-Петербургского университета стали события начала 1819 года, в результате которых завершился растянувшийся почти на сто лет период его первоначального развития.
  8 февраля 1819 года по указу Александра I на базе Педагогического института был воссоздан Санкт-Петербургский университет, а точнее институт, объем и характер преподавания в котором не отличался от университетского, ему был придан надлежащий статус и возвращено имя Университета.




Оформите подписку на журнал "Сучасна освіта".
Только так Вы не пропустите ни одного материала. Возможно, самого важного для Вас.

07 122 2016ДОРОГІ АБІТУРІЄНТИ І ВИПУСКНИКИ ШКІЛ!

Вас вітає довідково-інформаційний портал
СУЧАСНА ОСВІТА В УКРАЇНІ І ЗА КОРДОНОМ!

Підпишіться у формі підписки (див. нижче), щоб завантажити безкоштовно журнал «Сучасна освіта», в якому навчальні заклади запрошують докладніше дізнатися про набір абітурієнтів і правилах прийому.

Журнал висилається безкоштовно на е-мейл в цифровому форматі.

Ніякого спаму! Увага! Ми не зможемо доставити пошту на домени .ru!