s-osvita.com.ua ЖУРНАЛ «СУЧАСНА ОСВІТА» Статьи из журнала Летопись Пристрасті по Страсбургу

Украинские Афины

Ровенская область известна своими туристическими маршрутами. Древние замки потрясают воображение своей красотой. Но иногда древняя архитектура таит в себе не только воспоминания о битвах и дворцовых переворотах. Традиции средневекового меценатства нашли свое отражение на ровенской земле. Здесь была основана Острожская академия, бывшая в свое время ведущим классическим вузом Восточной Европы. Сегодня в Остроге также действует высшее учебное заведение, по мере возможностей продолжающее славные традиции предков. Об истории Острожской академии - в этой статье.

№5 (48) 2008

ГОРОД ОСТРОГ

Первое упоминание о городе Острог содержится в Ипатиевской летописи за 1100  год.  Во второй половине XII века Острог входил в состав Владимиро-Волынского, а с 1199 года - Галицко-Волынского княжества. После нашествия монголо-татар информация о городе появляется лишь в XIV веке.

В начале XVII  века Острог был центром крупнейшего в Речи Посполитой района, объединявшего 24 города и замка и около 400 деревень. Угасанием княжеского рода Острожских (1626  год) и разрушением казаками Острога во время освободительной войны Богдана Хмельницкого завершился "золотой век" истории города. В 1793  году Острог вошел в состав Российской империи.

На рубеже XVI и XVII веков Острог называли "украинскими Афинами". Именно здесь в 1576 году по инициативе князя Василия-Константина Острожского была основана высшая школа. Впоследствии в академической среде Острога возник литературно-научный кружок, а еще позже под руководством первопечатника Ивана Федорова появилась своя типография.

Благодаря содействию князя Острожского город стал крупнейшим на Волыни и одним из самых влиятельных в Украине. Важным в жизни города стал 1585 год, когда по просьбе князя Острожского король Стефан Баторий предоставил городу привилегию на Магдебургское право. Король позволял "...ратуш будовати, крами, вагу, постригальню, лазню посполитую меть... корчми вольниє держати, ремесла цеховиє..."

Подавляющее большинство высших учебных заведений средневековой Европы составляли академии, работавшие не как школы в традиционном понимании этого слова, а как общества ученых, художников, учителей и учеников. Такой характер имели Римская академия и Платоновская академия во Флоренции. Западноевропейская концепция трансформировалась в Речи Посполитой в греко-латино-славянское трехъязычие. Типография Острога прославилась первым в мире изданием Библии на церковнославянском языке (1581).

ОТ РАСЦВЕТА К УПАДКУ

Наиболее яркое упоминание об Острожской академии изложено в предисловии к Острожскому букварю 1578 года. Рассказывается о том, что основатель академии и типографии Василий-Константин Острожский собрал в городе своего деда знатоков греческого, латинского и славянского языков. Принцип трехъязычия впоследствии унаследовали Львовская братская школа и Киево-Могилянская академия.

Основатель академии Василий-Константин Острожский был одним из самых богатых магнатов Речи Посполитой. Ему принадлежала треть всей Волыни, имения в Киевском, Владимирском, Белоцерковском, Богуславском, Переяславском, Каневском и Черкасском староствах. Во владениях князя находилось более 3040 городов и сел, торговые дома в Гданьске, Ярославе, Львове, замки в Дубно, Турове, Тарнове, дворы-палаты в Варшаве и Вильно.

В истории академии можно выделить три периода. Первый из них - время становления (1576-1586). В академии работает первопечатник Иван Федоров, привлекаются богословы из Греции.

В связи с организацией львовской типографии первопечатник испытывал крупные финансовые затруднения, но как раз в это время его пригласил к себе в имение для устройства типографии сторонник православия Константин Острожский. Здесь велась усиленная работа по подготовке издания Библии. Князь Острожский хотел выпустить новое исправленное издание, что требовало длительной редакционной работы.

В 1580  году Иван Федоров издает Новый Завет с Псалтырью и указатель к нему "Книжка собрание вещей нужнейших", а в следующем году первую полную печатную славянскую Библию - не только памятник культуры, но и образец полиграфического искусства.

Всего в Острожской типографии вышло пять изданий. Это самый плодотворный период в жизни Ивана Федорова. В начале 1583 года он возвращается во Львов, где в трудах по устройству новой "друкарни" скончался 5 (15) декабря 1583 года и был похоронен в Онуфриевском монастыре.

{mosimage}Следующий период деятельности академии (1587-1620) характеризуется увеличением контактов с заграницей, в частности с Падуанским университетом. Взаимовыгодные культурные связи с православными монастырями Афона были налажены еще в 70-х годах XVI века. Афонские монахи приходили в Острог за местными изданиями, поставляя типографии необходимые рукописи.

С академией активно сотрудничали поляки. Одним из них был Ян Лятош - астроном, математик, доктор медицины. Славу Острогу принесли и украинцы: признанный православный писатель Герасим Смотрицкий - первый ректор академии; полемист Иван Вишенский; литератор Демьян Наливайко и его брат, руководитель народного восстания в Украине Северин Наливайко. В бурной деятельности академии определяющую роль играла и сама атмосфера, царившая в Остроге на рубеже двух веков: здесь сосуществовали разные национально-культурные традиции.

В городе с населением пять тысяч человек с помощью итальянских архитекторов в стиле Ренессанса были построены замок, три деревянных дворца, ратуша, городские башни. Действовали костел, две синагоги, татарская мечеть, кальвинистский и протестантский храмы. В городе жили кроме украинцев, поляки, немцы, шотландцы, венгры, греки, татары, евреи.

Именно это уникальное для Средневековья гармоничное взаимодействие разных конфессий, культурных школ, языков позволило создать в Остроге высококлассное учебное заведение, которое могло конкурировать с университетами Западной Европы.

Сотрудничество выдающихся людей академии постепенно приводило их к мысли о необходимости поисков альтернативного относительно католического Запада и православного Востока культурного развития. Острожские книжники впервые в истории украинской мысли подошли к осуществлению такого синтеза.

За 60 лет существования Острожской академии (1576-1636 годы) ее выпускниками стало более 500 человек. Среди них - известные учителя, литераторы, печатники, проповедники. Даже на основе немногочисленных сохранившихся данных можно утверждать, что большинство известных украинских и белорусских деятелей конца XVI - начала XVII века были связаны с Острогом.

Третий период деятельности академии (1620-1636), увы, совпал с ее упадком, а впоследствии и ее ликвидации в результате деятельности фанатиков-иезуитов. Они стремились к усилению своей роли на востоке Европы, а это было невозможно без  упразднения православной академии.

Ведь острожская элита своей активной православной пропагандой препятствовала осуществлению далеко идущих намерений Ватикана и польской шляхты. Поскольку иезуитам не удалось склонить князя Острожского на свою сторону, они направили всю свою энергию на его наследников. Католиком стал его старший сын Януш, а в 1583 году сменил веру и второй сын - Константин. Еще один сын, Александр, в 1592 году женится на известной покровительнице иезуитов Анне Костчанке. В 1636 году суд вводит на Острожчине католическую унию.

Основанный в 1624 году иезуитский коллегиум активно содействовал католической экспансии. Национально-православная ориентация Острожской академии не вызывала восторга в ортодоксальных католических кругах. Говоря об этом учебном заведении, польский писатель, иезуит Петр Скарга писал: "... И не было еще на свете и не будет ни одной академии, коллегии, где бы теология, философия и другие освобожденные науки другими языками изучались и понимались. Со славянского языка никто не может быть ученым".

В целом, надо признать, что социально-политическая ситуация в середине XVII  века не способствовала развитию гуманизма. Восточная Европа входила в тяжелый исторический этап, названный позже Руиной, и людям было не до образования.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ТРАДИЦИИ

Начиная с двадцатых годов XVII века правительства иностранных государств, в состав которых входил Острог, делали все для того, чтобы превратить один из крупнейших культурных центров в провинциальный городок. Несмотря на то, что им в значительной степени это удалось, Острог сохранил свое национально-культурное значение. Сюда приезжали выдающиеся писатели: Т.Шевченко, Н.Костомаров, П.Кулиш, И.Нечуй-Левицкий, М.Коцюбинский...

{mosimage}Иногда история делает невероятные повороты. 12 апреля 1994 года Президент Украины Леонид Кравчук издал указ о создании Острожского коллегиума, который через два года получил статус академии. Историческая судьба навеки связала Острожскую академию и Киево-Могилянскую академию, ведь в XVII веке первая стояла у истоков создания второй.

Сегодня оба этих вуза живут, действуют, просвещают, своим примером показывая живучесть традиций. Украина вступает в Болонский процесс, и исторические ценности Острожской академии, выразившиеся в толерантности, просвещенности, социальной открытости, более чем актуальны.


Юрий Корогодский 




Оформите подписку на журнал "Сучасна освіта".
Только так Вы не пропустите ни одного материала. Возможно, самого важного для Вас.

07 122 2016ДОРОГІ АБІТУРІЄНТИ І ВИПУСКНИКИ ШКІЛ!

Вас вітає довідково-інформаційний портал
СУЧАСНА ОСВІТА В УКРАЇНІ І ЗА КОРДОНОМ!

Підпишіться у формі підписки (див. нижче), щоб завантажити безкоштовно журнал «Сучасна освіта», в якому навчальні заклади запрошують докладніше дізнатися про набір абітурієнтів і правилах прийому.

Журнал висилається безкоштовно на е-мейл в цифровому форматі.

Ніякого спаму! Увага! Ми не зможемо доставити пошту на домени .ru!