s-osvita.com.ua ЖУРНАЛ «СУЧАСНА ОСВІТА» Статьи из журнала Летопись Цитадель образования

Цитадель образования

Сегодня мало кому о чем-нибудь говорит название немецкого города Гейдельберг. Малоприметный немецкий городок хранит, однако, интересную историю одного из первых учебных заведений Европы. Еще более любопытной становится история Гейдельберга, если учесть, что этот старейший университет действует и сегодня, в других исторических условиях, но на той же духовной основе.

№11 (43) 2007  

Гейдельберг из числа тех классических "старых" университетов, история которых уходит корнями в средние века. Кроме Гейдельберга, в Германии - это университеты во Фрейбурге, Тюбингене и ряде других городов. История Гейдельбергского университета связана с борьбой между протестантами и католиками, что повлияло на социальный и духовный облик вуза. Будучи старейшим учебным заведением Германии, он всегда отличался верностью наиболее передовым тенденциям.

Не всегда такая верность вознаграждалась. В истории вуза были и сложные времена, когда ему угрожало исчезновение и забвение. Но Гейдельбергский университет сумел пережить все невзгоды и остаться современным учебным заведением.

{mospagebreak title=Из недр XIV века}

Из недр XIV века

В середине XIV века граф Рупрехт Рейнский решил основать духовный центр и собрать в его стенах лучших иностранных ученых и мыслителей. В результате в 1386 году в Гейдельберге был основан университет в составе четырех традиционных средневековых факультетов (свободных искусств, богословского, медицинского и юридического, в XVI веке факультет свободных искусств был преобразован в философский). Профессора приехали из Праги и Парижа, а ректором стал голландец Марсилиум фон Инген. Примерно тогда же первыми студентами Гейдельберга был сочинен знаменитый студенческий гимн "Гаудеамус".

"Гаудеамус" и по сей день остается неофициальным гимном студенчества. Его текст, правда, может вызывать сегодня иронию, но нельзя не отметить, что он все равно великолепно отражает присущие студентам свободолюбие и тягу к знаниям.

Во многом благодаря самому Рупрехту и его наследникам стилем университета стал постоянный поиск новых духовных течений, принципов, подходов. По-настоящему расцвел университет при правлении курфюрста Филиппа Откровенного (1476-1518), который пригласил в Гейдельберг ряд выдающихся ученых (в частности, филолога-гуманиста Иоганна Рейхлина), превративших оплот науки в один из центров европейского гуманизма. Гуманисты в то время боролись с утвердившейся в средневековье догматической теологией. Они были менее фанатичны и стали предвестниками Реформации.

Основанный с благословения римской церкви и бывший изначально римско-католическим, университет в середине XVI века испытал на себе влияние идей Реформации. Еще в 1518 году лидер Реформации (духовное движение, выступавшее против католической церкви) Мартин Лютер ненадолго приехал в Гейдельберг, где защитил евангелическую диссертацию и выступил с проповедями. Однако его встретили, мягко говоря, холодно, что, впрочем, не особо испугало Лютера.

26 апреля 1518 года в Гейдельберге состоялся диспут, на котором присутствовали монахи ордена августинцев и почти все профессора и студенты факультетов искусств и теологии. Мероприятием руководил Мартин Лютер. Дискуссия, вошедшая в историю под названием Гейдельбергского диспута, способствовала тому, что идеи Лютера быстро распространились по всей Германии среди студентов и ученых.

Гейдельбергский университет и в дальнейшем оставался очагом распространения идей протестантизма. После 1556 года в Гейдельберг прибыл один из духовных лидеров протестантизма Филипп Меланхтон, который занялся реорганизацией университета и отказом от ватиканской традиции в обучении.

Университет фактически превратился в евангелическую высшую школу, начался его стремительный взлет. Преподавать в Гейдельберге считали за честь величайшие умы Европы, и это притягивало сюда студентов из самых дальних стран. Расцвет продолжался до 1618 года, пока не началась Тридцатилетняя война, поглотившая почти всю Европу. Не раз учащимся и профессорам приходилось прерывать занятия, а особенно тяжелый удар был нанесен в 1623 году, когда католические войска Максимилиана I Баварского разорили город и университет и вывезли оттуда всемирно известную библиотеку, которую баварский герцог подарил Папе Римскому. Так Ватикан отомстил немецким протестантам.

Расизм и реформы 1969 года

Несмотря на то, что с началом ХХ века и ростом немецкого шовинизма атмосфера в университете все больше и больше определялась консервативными и националистически настроенными студентами-корпорантами, он продолжал привлекать иностранцев высочайшим уровнем преподавания, подлинно исследовательским духом и либеральным настроем профессуры. В годы Веймарской республики Гейдельберг еще сохранял репутацию оплота демократических идей, но с появлением Третьего рейха над ним нависла в буквальном смысле слова угроза вырождения.

 Множество студентов и профессоров по политическим и расовым причинам были изгнаны из Гейдельберга, снискавшего дурную славу "коричневого" университета (его ректором стал автор теории расовой педагогики Эрнст Крик). Впрочем, такая судьба ожидала любое крупное учебное заведение в Германии, попавшее под влияние нацизма. Избежать этого влияния было невозможно.

И хотя в годы Второй мировой войны его здания не были разрушены, по окончании войны учебное заведение нуждалось в полном духовном обновлении. Философ Карл Ясперс разработал новый устав, в котором под влиянием "человеческой по форме и содержанию" конституции ФРГ было записано, что высшая школа должна "служить вечно живому духу истины, справедливости и гуманности". Претворить в жизнь эти принципы выпало на долю первого в послевоенные годы ректора - хирурга Карла Генриха Бауэра. Любопытно, что дело возрождения старейшего в Германии университета выпало на долю медика, то есть представителя профессии, на базе которой в XIV веке возник этот вуз.

Упадок вновь сменился подъемом. Для естественных факультетов и части медицинского был отстроен специальный городок (гуманитарные факультеты остались на прежнем месте - в старом городе). А в 1969 году пришло время реформ. Средневековая структура университета не соответствовала изменившимся реалиям. Вуз нуждался в реформах, в появлении новых факультетов и специальностей.

Изначально, как мы писали выше, было четыре факультета: теологический, правовой, медицинский и философский, в 1890 году к ним прибавился естественно-научный. В конце же 60-х годов XX века структура поменялась. Было создано 16 факультетов, выросло количество студентов, в том числе и иностранных.

Появился институт изучения Южной Азии, что отражало возросшую потребность в контактах с Востоком. А в аудиториях вновь утвердился старый либеральный дух.

 


Юрий Корогодский 


Info  Справочная информация

Сегодня в Гейдельбергском университете обучается 27000 человек, 15 процентов из них - иностранцы. Более 2,5 тысячи студентов прибыло из Европы и 890 - из Азии. Впечатляет география: воспитанники вуза являются гражданами 128 стран.

На базе университета работают такие центры:
- биохимический
- информатики
- молекулярной биологии
- Южной Азии

Факультеты университета:
- религиоведения
- юридический
- медицинский
- философский
- лингвистический
- экономический
- математики, информатики
- химический
- физики и астрономии
- биологический

Ruprecht-Karls-Universitat Heideiberg Grabengasse 1 D-69117 Heidelberg
Tel: +49 (0) 62 21/54 - 0 Fax: +49 (0) 62-21/54 26 18
http://www.uni-heidelberg.de
e-mail:presse@rektorat.uni-heidelberg.de

07 122 2016ДОРОГІ АБІТУРІЄНТИ І ВИПУСКНИКИ ШКІЛ!

Вас вітає довідково-інформаційний портал
СУЧАСНА ОСВІТА В УКРАЇНІ І ЗА КОРДОНОМ!

Підпишіться у формі підписки (див. нижче), щоб завантажити безкоштовно журнал «Сучасна освіта», в якому навчальні заклади запрошують докладніше дізнатися про набір абітурієнтів і правилах прийому.

Журнал висилається безкоштовно на е-мейл в цифровому форматі.

Ніякого спаму! Увага! Ми не зможемо доставити пошту на домени .ru!