s-osvita.com.ua ЖУРНАЛ «СУЧАСНА ОСВІТА» Статті з журналу Школи, ліцеї, гімназії Адаптация первоклассника к школе


Шановні відвідувачі сайту!

Запрошуємо відвідати наш новий сайт OSVITA.IN.NET, де ви зможете ознайомитись з актуальними пропозиціями українських і закордонних університетів і не тільки ...

https://osvita.in.net

Адаптация первоклассника к школе

Новый учебный год начался, и ваш малыш пошел в первый класс. Теперь он уже не "малыш", а школьник, первоклассник. А это уже новый социальный статус - новые обязанности, новые успехи, достижения, умения и новые трудности, проблемы и неудачи, которых, к сожалению, не избежать. Как же помочь адаптироваться ? Как сделать так, чтобы ошибки, ссоры с одноклассниками, неудачи и промахи не испугали, не отбили желание учиться? Ведь по статистике более 90% первоклашек идет в школу с очень большим желанием учиться. А через год их уже на 30% меньше, а через два - еще процентов на 20...

Сучасна освіта № 9 (51)  2008 

Почему же так происходит? Поверьте, именно от окружающих взрослых, от их реакций на все происходящее в большинстве своем и будет зависеть легкая и безболезненная адаптация ребенка к новому ритму жизни, новым требованиям и новому коллективу. Хорошо, если ребенок был подготовлен, тогда процесс адаптации пройдет быстро и успешно. Особенно это касается тех малышей, которые посещали детский сад: они уже умеют договариваться со сверстниками и уступать, действовать по правилам и вместе со всеми, им гораздо проще воспринимать просьбы учителя. Но это вовсе не значит, что у них нет адаптационного периода. По мнению психологов, он состоит из трех этапов.

Первый (две-три недели) - ориентировочный, когда наблюдается невысокая работоспособность, неус тойчивость внимания, низкая сосредоточенность и ко лоссальное напряжение сердечно-сосудистой систе мы, которое физиологи сравнивают разве что с напря жением космонавта в состоянии невесомости. Поэто му непонимание того, что происходит с ребенком в этот временной промежуток, завышенные требования к выполнению заданий, указаний как родителей, так и учителя однозначно приводит и к потере интереса к учебе, и даже к различным заболеваниям.

Второй этап (третья-пятая недели обучения): организм ищет и находит формы реакций на систематические нагрузки, новый режим дня, окружение и на их влияние. И лишь на третьем этапе (на пятой-шестой неделе обучения) наблюдается некоторая стабилизация в трудоспособности, снижается напряжение.

Хочу сразу обратить ваше внимание на то, что это самое благоприятное и быстрое по времени привыкание. У каждого ребенка сроки индивидуальны, и для некоторых детей этот период может затянуться до девяти недель и больше, поэтому не стоит нервничать и переживать по этому поводу. Мы с коллегами каждый год проводим собрания для родителей в форме лекции или дискуссии, что такое адаптация первоклассника и как к ней относиться. И каждый год ситуация повторяется снова и снова: обычно эти собрания проходят в сентябре - начале октября и родители жалуются на то, что "ребенок пишет неаккуратно", или "никак не научиться сам собирать портфель", или "хочет играть в игрушки, а не заниматься". Прежде всего родители должны усвоить, что в шестилетнем возрасте ведущая деятельность у ребенка игровая, а не учебная! И он должен играть, а занятия должны проходить в игровой форме. Это его естественное, нормальное состояние. А вот родители, если хотят чтобы все произошло "побыстрее", как раз и рискуют по пасть с ребенком в тот процент, ко торому уже на втором году пребы вания в школе не хочет учиться, по тому что все начиналось на преде ле сил, с напряжением не по воз расту, с нервами, ссорами и еле зами.

Одним из главных критериев характеризующих успешное протекание адаптационного периода является состояние здоровья ребенка. Это, прежде всего, вес ребенка, По тому, как он изменяется
можно проследить, как влияют новые нагрузки на организм. Ведь ребенок растет, развивается, поэтому снижения массы тела не должно быть. Другие показатели - жалобы на головные боли, сонливость или неспокойный, поверхностный сон. Иногда дети становятся раздражительными или плаксивыми, постепенно увеличиваются утомляемость, вялость, или, наоборот, появляются возбужденность, двигательная расторможенность, гиперактивность. Все это и есть результат чрезмерного перенапряжения и утомления. Родителям в таких случаях нужно стать терпимее, ласковее, внимательнее, а не строже.

ЧТО ЕЩЕ ВАЖНО УЧЕСТЬ РОДИТЕЛЯМ?

1.Практически нет детей, которые не хотят учиться (разве что слишком запуганные или избалованные, которым трудно уже сейчас подчинять свои желания общепринятым нормам и правилам). Дети, прежде всего, реагируют на ваше эмоциональное состояние, а уж потом на слова, которые вы произносите. Будете вы уверены в успехах вашего малыша, жизнерадостны и оптимистичны - это настроение обязательно передастся ребенку. И, наоборот, будете встревожены или нервозны - ребенок будет чувствовать, что что-то не так, и у него обязательно появятся страхи, неуверенность в себе, будет снижаться самооценка. Помогите понять малышу, что в школу он пришел учиться, а значит, может ошибаться, это естественно и не страшно.

2.Больше говорите со своим школьником о тех нормах и правилах, с которыми ему придется столкнуться, объясняйте, зачем они и почему важны. Дети очень чутко реагируют на то, что вы говорите о школе, учителе, классе. Вы для них остаетесь самыми главными и значимыми в жизни, поэтому они без всяких сомнений берут на веру то, что слышат от вас. Поэтому будьте деликатными, и если что-то в действиях учителя или школьной администрации, или жизни класса вызовет у вас негативные чувства и эмоции, постарайтесь их не выявлять, особенно в кругу семьи, до того, как выясните все детали. Если вы уж выбрали учебное заведение, доверились учителю, который будет учить вашего малыша всему в ближайшие годы, будьте мудрыми.

З.Приучайте ребенка к ответственности. Но само по себе учение - достаточно нелегкий труд. Поступление в школу очень изменит жизнь маленького человека, но не настолько, чтобы в ней не осталось времени на игры, радость и прочие детские увлечения.

4. Обязательно придерживайтесь режима дня. Даже если и будут задавать вам какие-либо задания на дом, то заниматься ребенок должен без перерыва не более получаса, а затем обязательно 15-20-минутная перемена, и желательно с физическими упражнениями. Если ваш ребенок в школе или дома имеет возможность днем ядоиуть (поспать или полежать), это только на пользу. Многие дети, отказавшись задолго до школы от дневного сна, с приходом в первый класс снова спят днем "как убитые", что говорит об утомляемости и повышенной потребности в отдыхе.

5. У ребенка обязательно должно быть свое рабочее место: стол, настольная лампа, удобный стул или кресло, подобранное по росту малыша. И приучайте ребенка к тому, что место это именно для работы - игрушек, машинок и кукол на нем не должно быть. Это позволит и создать нужный рабочий настрой, и приучить его к аккуратности.

6.{mosimage}Радуйтесь вместе любым успехам и не ругайте, а анализируйте, что и почему не получается, учите ребенка искать причину своих неудач. Никогда не сравнивайте малыша с другими, более успешными детьми по типу: "А вот Петя Иванов какой молодец! А ты у меня не получился..." Или что-то в подобном роде. Сравнивайте ребенка лишь с самим собой: "Вчера у тебя получалось не очень хорошо, а сегодня ты просто молодец!". Или "Сегодня что-то не очень удачно выходит, но у нас у всех бывают такие моменты. Я могу тебе чем-то помочь?".

7.Если вы посещали какой-либо кружок до школы (танцы или музыка и т.д), можете продолжить. Но не спешите оформлять первоклассника сразу же еще куда-то, это будет двойная нагрузка. Дайте человеку время освоиться сначала в одном месте, а затем ведите в новое!

8. Не пренебрегайте помощью специалистов, если она понадобиться - логопеда, психолога и других. Главное, не упустить время, чтобы нежелательные формы и реакции не закрепились, и ваш первоклассник чувствовал себя важным и счастливым!


Ольга Глушко, психолог




Оформите подписку на журнал "Сучасна освіта".
Только так Вы не пропустите ни одного материала. Возможно, самого важного для Вас.

07 122 2016ДОРОГІ АБІТУРІЄНТИ І ВИПУСКНИКИ ШКІЛ!

Вас вітає довідково-інформаційний портал
СУЧАСНА ОСВІТА В УКРАЇНІ І ЗА КОРДОНОМ!

Підпишіться у формі підписки (див. нижче), щоб завантажити безкоштовно журнал «Сучасна освіта», в якому навчальні заклади запрошують докладніше дізнатися про набір абітурієнтів і правилах прийому.

Журнал висилається безкоштовно на е-мейл в цифровому форматі.

Ніякого спаму! Увага! Ми не зможемо доставити пошту на домени .ru!